Оптимизация результатов фильтра по товарам в 1С-Битрикс

Частая проблема, с которой сталкиваются крупные интернет-магазины - это выдача в поисковике по конкретному запросу нерелевантных страниц. Допустим, клиент вводит в Яндексе запрос "джинсы черные 50 размер", а попадает в наш  магазин в карточку товара, где джинсы совсем другого цвета или размера (потому что Яндекс посчитал эту страницу релевантной). После этого страница нашего магазина закрывается, клиент не будет искать то, что ему нужно, если сразу не увидел (даже если у нас есть такие джинсы). Сложность также может заключаться в том, что названия товаров или разделов (которые обычно автоматически выгружаются из торговой системы учета) формируются далеко не всегда в соответствии с запросами пользователей. В названиях могут присутствовать сокращения (например, "ЖЕН" вместо "женский", "ХК" вместо "холодного копчения"), что осложняет их поиск.

В этой статье мы опишем, как мы решали задачу формирования полноценных страниц c результатами фильтрации каталога товаров по определенным свойствам. У этих страниц должно быть свое описание и мета-теги, красивый URL. Тогда появится возможность зайти в каталог в нужный раздел, выбрать интересующие параметры - и получить страницу для продвижения. Приведем пример.

Формирование выборки товаров
Предположим, что у нас есть интернет-магазин одежды. И мы хотим продвигать его по запросу "недорогие мужские джинсы на пуговицах". Мы не можем продвигать по этому запросу товарную категорию "Джинсы", потому что она гораздо шире - и пользователь запутается, не увидев сразу то, за чем пришел. 
Вместо этого мы идем в каталог в указанный раздел (джинсы) и выбираем интересующие нас параметры в фильтре:
  • пол = мужской
  • тип = на пуговицах
  • цена: указываем диапазон (от и до).
В результате видим интересующие нас товары:

Товары подобраны, теперь нужно сделать самое главное - каким-то образом превратить их в отдельную страницу со своим URL, текстом и мета-тегами.

Для этого в административной части создадим отдельный инфоблок, в котором будет храниться вся описательная информация для этих новых страниц. Назовем его "Выборка товаров". Каждому элементу инфоблока будет соответствовать своя страница с поисковыми результатами. Все элементы будут обладать следующими свойствами:

Свойства выборки товаров
  • URL страницы с результатами фильтрации товаров
  • Новый URL (человекопонятный, красивый)
  • Текстовое описание над результатами фильтрации
  • Текстовое описание под результатами фильтрации
  • Заголовок H1
  • title страницы
  • ключевые слова
  • мета-описание страницы
Общий порядок работы будет таков. Мы запрещаем поисковикам в robots.txt индексировать результаты фильтров. Если нам нужно добавить в их индекс определенные результаты - создаем соответствующий элемент инфоблока. PHP-обработчик при записи элемента создаст нужно правило для urlrewrite Битрикс, которое будет вести на новую (одну для всех выборок) физическую страницу. Эта страница - копия раздела со старым фильтром по товарам. На этой новой странице перед компонентом фильтра (или комплексным компонентом, в состав которого он входит) мы размещаем еще один, вспомогательный, который извлечет из инфоблока "Выборки товаров" нужную информацию, установит фильтр и покажет необходимый текст. Вот как это выглядит на схеме (кликните по ней для увеличения):
В результате, когда пользователь попадет из поисковика на подготовленную нами страницу мужских джинсов на пуговицах. Вероятность того, что он совершит покупку именно у нас возрастает в разы. Мы помогаем поисковику выдать на этот запрос именно нашу страницу также с помощью текстовых описаний перед результатами фильтрации и после них. Релевантность страницы возрастает.

Разработанный алгоритм универсален. Он, фактически, подойдет для любых фильтров. Новый URL никаким образом не зависит от того, сколько параметров вы включили в выборку. Это может быть всего один (например, производитель), а может быть и десяток. Исключается дублирование результатов, ведь поисковик будет индексировать только новые страницы, которые мы для него оптимизировали. Старые результаты фильтрации полностью исключаются из индекса.

Преимущества метода
  • Гибкость (подойдет для любых результатов фильтрации)
  • Новый URL не зависит от старого, можно задать любой красивый URL
  • На новой странице можно вывести любую информацию (можно создать любое количество свойств инфоблока)
  • Создавать новые страницы с выборками может контент-менеджер без участия программиста (после предварительной настройки)
  • Исключена возможность дублирования контента